Аннотация к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Данная программа разработана с учетом Федеральных государственных требований (ФГТ), учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
• выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
• создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
• приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
• воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
• приобретение детьми опыта творческой деятельности;
• овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
• подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
При приеме на обучение по программе «Фортепиано» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей.
Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано).
Освоение обучающимися программы «Фортепиано» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Учебный предмет "Специальность и чтение с листа" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано.
Срок освоения программы составляет 8 лет. Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут.
Результатами освоения программы являются следующие показатели:
• наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
• знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
• знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
• знание профессиональной терминологии;
• наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
• навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
• навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
• наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
• наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Программа учебного предмета «Ансамбль»
Предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 3 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.
Срок реализации программы составляет четыре года (с 3 по 7 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1год (9класс).
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два ученика), продолжительность урока - 40 минут.
Результатами освоения программы являются следующие показатели:
• сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
• знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;
• знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;
• навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы "Фортепиано" федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение с листа", "Ансамбль" и "Концертмейстерский класс", которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.
Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " составляет полтора года - 7 класс и первое полугодие 8 класса.
Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная, предлагаемая продолжительность урока - 40 минут.
Результатами освоения программы является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:
• знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;
• умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
• умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
• навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
• наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.
Программа учебного предмета «Хоровой класс»
Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» составляет 8 лет (с 1 по 8 классы). Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами:
младший хор: 1-4 классы
старший хор: 5-8 классы
На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
Результатами освоения программы являются следующие показатели:
• знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
• знание профессиональной терминологии;
• умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
• навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
• сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
• наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Программа учебного предмета «Сольфеджио»
Срок реализации программы «Сольфеджио» составляет 8 лет. Для учащихся, желающих продолжить обучение в профессиональных учебных заведениях, предусмотрен дополнительный девятый год обучения.
Форма проведения занятий - мелкогрупповая (4 -10 человек).
Результатами освоения программы является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
• первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
• умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
• умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
• умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
• навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
Программа учебного предмета «Слушание музыки»
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» составляет 3 года.
Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая (4 -10 человек).. занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю. Продолжительность урока 40 минут.
Результатами освоения программы являются следующие показатели:
• наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
• способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения
• умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
Программа учебного предмета «Музыкальная литература»
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» составляет 5 лет (с 4 по 8 класс).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.
Результатами освоения программы являются следующие показатели:
• первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
• знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
• знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
• умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
• навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
• знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
• знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
• знание профессиональной музыкальной терминологии;
• сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
• умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
• навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Программа учебного предмета «Гармонизация»
Гармонизация – учебный предмет, который входит в вариативную часть учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы.
Срок реализации учебного предмета «Гармонизация» для 8-летнего обучения составляет 3 года (с 3 по 5класс).
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая, продолжительность урока – 40 минут.
Результатом освоения программы учебного предмета «Гармонизации» является приобретение обучающимися следующих умений и навыков:
• правильно анализировать мелодии с ладогармонической точки зрения, как на слух, так и визуально.
• грамотно строить аккорды как по цифровке, так без нее.
• перемещать и соединять аккорды.
• сочинять аккомпанемент с использованием лучшего фактурного варианта.
• исполнять мелодию нотами и со словами с собственным аккомпанементом.
• транспонировать мелодию и аккомпанемент в пройденные тональности.
• сочинять к мелодии нижний голос в виде простого подголоска.
Программа учебного предмета «Ритмика»
Сроки реализации программы 2 года (с 1 по 2 класс). Форма проведения аудиторного учебного занятия – групповой урок. Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Результатами освоения программы являются следующие показатели:
• Знание основных понятий связанных с метром, ритмом, темпом и динамикой в музыке;
• Знание понятия лада в музыке умение отображать ладовую окраску в движениях;
• Первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
• Представление о длительности нот в соответствии с ритмозвуками;
• Навыки двигательного воспроизведения ритмических движений с помощью элементарного музицирования;
• Навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями;
• Навыки элементарного музицирования с сочетанием с танцевальными движениями.
АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Программа предполагает несколько уровней обучения:
1 уровень - для поступающих – 7 - 10 лет (срок обучения – 4 года)
2 уровень – для поступающих 11-13 лет, (срок обучения – 3 года).
При приеме на обучение по программе «Фортепиано» проводятся вступительные испытания с целью выявления творческих способностей детей в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано).
Для поступления на обучение по программе 2 уровня необходимо успешное усвоение программы 1 уровня и прохождение итоговой аттестации ( прием на обучение осуществляется на конкурсной основе)
4-ЛЕТНИЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ (для детей, поступающих в возрасте 7-10 лет)
Программа учебного предмета «Фортепиано»
Срок освоения программы 4 года.
Программа относится к предметной области «Исполнительская подготовка». Особенностью программы является ее общеразвивающая направленность.
Задачи программы:
• Развитие у детей интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
• Обучение основным приёмам игры на фортепиано, развитие музыкальных способностей.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей и предполагает индивидуальный подход к учащимся. При сохранении последовательности в изучении материала, время и уровень его освоения зависят от индивидуальных особенностей ребёнка.
Форма проведения аудиторного учебного занятия – индивидуальный урок. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Программа учебного предмета «Сольфеджио»
Срок реализации учебного предмета составляет 4 года.
Задачи программы:
• приобретение знаний основ музыкальной грамоты, первичных навыков в области теоретического анализа музыкальных произведений;
• формирование навыков восприятия и анализа музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды на слух и по нотам;
• воспитание интонационно-ладового слуха, вокально-интонационных навыков, чувства метроритма;
• формирование навыков сольфеджирования и чтения с листа одноголосных мелодий, партии в двухголосных упражнениях;
• формирование навыков импровизации, сочинения, подбора на слух мелодии и аккомпанемента;
• развитие творческих способностей учащихся;
• формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
• развитие памяти, интеллекта, рост общей культуры юного музыканта, подготовка к самостоятельному общению с классической или популярной музыкой.
Программа предполагает групповое обучение с учётом дифференцированного подхода к учащимся. Форма проведения аудиторного учебного занятия – групповой урок (в среднем 10 учащихся в группе). Продолжительность занятия – для учащихся 1-2 года обучения – 40 минут; учащихся 3-4 года обучения – 60 минут.
Программа учебного предмета «Хоровой класс»
Срок реализации учебного предмета составляет 4 года.
Задачи программы:
• Развитие у учащихся интереса и потребности в освоении хоровых произведений;
• Обучение основным навыкам вокально-хорового исполнительства, развитие музыкальных способностей.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей и предполагает индивидуальный подход к учащимся.
Форма проведения аудиторного учебного занятия – групповой урок (от 11 учащихся в группе). Продолжительность 1 занятия – 40 минут.
3-ЛЕТНИЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ (для детей, поступающих в возрасте 11-14 лет)
Программа учебного предмета «Фортепиано»
Срок освоения программы 3 года
Для поступления на обучение по программе 2 уровня необходимо успешное усвоение программы 1 уровня и прохождение итоговой аттестации (прием на обучение осуществляется на конкурсной основе)
Программа относится к предметной области «Исполнительская подготовка». Особенностью программы является ее общеразвивающая направленность.
Задачи обучения:
• формирование художественно- эстетических вкусов и потребностей на лучших образцах классической и современной музыки;
• максимально возможное развитие пианистических способностей и технических навыков исполнительства;
• освоение навыков педализации;
• выделение индивидуальности (дифференцированный подход к каждому ученику);
• стимулирование инициативы и потребности самовыражения;
• воспитание самостоятельности и самоконтроля;
• развитие навыков самостоятельного творчества и музыкального исполнения;
• овладение навыками концертного выступления.
Предполагается, что по окончании школы искусств учащийся, помимо представленной на суд слушателей экзаменационной программы, овладеет навыками чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху, самостоятельной работы с нотным текстом; обогатит свой кругозор, получит общее музыкальное образование, приобщится к сокровищнице музыкальной культуры, воспитает чувство прекрасного, приобретет опыт участия в концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах, разовьет творческие способности.
Программа учебного предмета «Сольфеджио»
Срок реализации учебного предмета составляет 3 года.
Задачи программы:
• приобретение знаний основ музыкальной грамоты, первичных навыков в области теоретического анализа музыкальных произведений;
• воспитание интонационно-ладового слуха, вокально-интонационных навыков, чувства метроритма;
• формирование навыков сольфеджирования и чтения с листа одноголосных мелодий, партии в двухголосных упражнениях;
• формирование навыков импровизации, сочинения, подбора на слух мелодии и аккомпанемента;
• развитие творческих способностей учащихся;
• формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
• развитие памяти, интеллекта, рост общей культуры юного музыканта, подготовка к самостоятельному общению с классической или популярной музыкой.
Программа предполагает групповое обучение с учётом дифференцированного подхода к учащимся. Форма проведения аудиторного учебного занятия – групповой урок (10 учащихся в группе). Занятия проводятся в соответствии с учебным планом.
Продолжительность занятия – 60 минут.
Программа учебного предмета «Музыкальная литература»
Срок реализации учебного предмета составляет 3 года.
Задачи программы:
• формирование эмоциональной, нравственной, интеллектуальной сторон личности, познание музыки, как особого феномена человеческой культуры;
• используя особые средства музыкального языка, обучение детей распознаванию элементов музыкальной речи, её грамматики, художественной образности, художественного замысла композитора;
• через восприятие музыки формировать произвольное внимание, развивать память и творческое воображение.
Особенностью программы является ее общеразвивающая направленность.
Основной формой работы является групповой (в среднем 10 учащихся в группе) урок, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность урока – 60 минут.
Программа учебного предмета «Хоровой класс»
Срок освоения программы 3 года
Задачи программы:
• Развитие у учащихся интереса и потребности в хоровом музицировании;
• Обучение основным навыкам вокально-хорового исполнительства, развитие музыкальных способностей.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей и предполагает индивидуальный подход к учащимся. Форма проведения аудиторного учебного занятия – групповой урок (от 11 учащихся в группе). Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность 1 урока – 40 минут.