АННОТАЦИЯ
К
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА
«ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»
Программа предназначена
для детей 7 – 13 лет
предполагает
несколько уровней обучения:
1 уровень
- для поступающих – 9 - 12 лет (срок обучения – 4 года)
2 уровень – для поступающих 14-15 лет,
имеющих навыки вокального исполнительства и
для подготовки к поступлению в профессиональные учебные заведения
(срок обучения – 3 года).
Программа направлена развитие
музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний,
умений и навыков в области вокального исполнительства, а также выявление
наиболее одаренных детей в области вокального исполнительства и подготовки их к
дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные
программы среднего профессионального образования по профилю предмета.
Учебный план программы «Эстрадный вокал»
предусматривает следующие предметы:
- вокал;
- теория
музыки (сольфеджио);
- слушание
музыки, музыкальная литература;
-
фортепиано;
-
сценическое движение;
-
сценическая практика.
Результатами освоения программы
«Эстрадный вокал» по учебным предметам
являются
следующие показатели:
«Эстрадный вокал»:
Результатом освоения программы учебного предмета «Эстрадный
вокал», являются следующие знания, умения, навыки:
Ø
наличие
у обучающегося интереса к музыкальному искусству, вокальному исполнительству;
Ø
знание
начальных основ вокального искусства, особенностей,
художественно-исполнительских возможностей;
Ø
знание
профессиональной терминологии;
Ø
умение
передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического
сочетания слова и музыки;
Ø
навыки
ансамблевого исполнительского творчества, в том числе, отражающие
взаимоотношения между солистом и ансамблем;
Ø
сформированные
практические навыки исполнения авторских, народных, джазовых и вокальных
ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки;
Ø
наличие
практических навыков исполнения сольных партий и в составе вокального ансамбля;
Ø
знание
устройства и принципов работы голосового аппарата;
Ø
обладание
диапазоном в рамках принятой классификации;
Ø
владение
всеми видами вокально-хорового дыхания;
Ø
умение
грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
Ø
знание
метроритмических особенностей разножанровых музыкальных произведений;
Ø
навыки
работы с произведением, нотным материалом и фонограммой.
Сольфеджио:
Результатом освоения программы учебного предмета
«Сольфеджио», являются следующие знания, умения, навыки:
Ø знание нотной грамоты;
Ø уверенно и чисто интонировать пройденные гаммы, аккорды,
интервалы, мелодические и гармонические обороты;
Ø строить и определять аккорды и интервалы в ладу и от звука;
Ø анализировать элементы музыкального языка в прослушанных
произведениях и по нотному тексту;
Ø интонационно чисто петь музыкальные примеры, в том числе и с
листа.
Ø осознанно воспроизводить аккорды и интервалы в тональности и от
звука;
Ø уверенно владеть приобретенными умениями и навыками
Ø знать весь пройденный теоретический материал;
Ø использовать полученные теоретические знания в практике;
Слушание музыки:
Результатом освоения программы учебного предмета «Слушание
музыки» (1-3 год обучения), являются следующие знания, умения, навыки:
Ø Наличие первоначальных знаний и
представлений о средствах
выразительности, элементах музыкального языка, о способах развития темы и
особенностях музыкально-образного содержания, о музыкальных жанрах, простых
формах, инструментах симфонического оркестра.
Ø умение передавать свое впечатление в
словесной характеристике с опорой на элементы музыкальной речи и средства
выразительности;
Ø зрительно-слуховое восприятие
особенностей музыкального жанра, формы;
Ø умение работать с графической
моделью музыкального произведения, отражающей детали музыкальной ткани и
развития интонаций;
Ø навык
творческого взаимодействия в коллективной работе.
Музыкальная литература:
Результаты освоения программы учебного предмета «Музыкальная
литература», соотнесены с задачами программы и делятся на группы:
Теоретические знания учащихся:
Ø
усвоить
понятийные знания - ключевые слова,
словосочетания, термины, которые в обобщенном виде отражают существенные
признаки явлений художественного творчества и общественно-музыкальной практики
вне их индивидуального проявления;
Ø
знать
основные периоды культурного развития, их особенности и основные черты;
Ø
осознавать
ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного
музыкального искусства.
Развитие практических умений и
навыков:
Ø
навыки
самостоятельной поисковой работы;
Ø
умение
работать и анализировать различные источники информации;
Ø
навыки
грамотного прослушивания музыкальных произведений, эстетическоговосприятия
музыки;
Ø
умение
анализировать прослушанное произведение с точки зрения особенностей
музыкального языка, художественных средств выразительности,
спецификимузыкального образа;
Ø
описывать
явления музыкальной культуры, используя для этого специальнуютерминологию;
Ø
структурировать
и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других
источников на основе эстетического восприятия музыки.
Основной ожидаемый результат – духовное развитие ребенка, обогащение
его внутреннего мира, общей культуры, и, как следствие, - становление его
как грамотного ценителя искусства.
Фортепиано:
Результатом освоения программы учебного предмета «Общее
фортепиано», являются следующие знания, умения, навыки:
Ø знание инструментальных и
художественных особенностей и возможностей фортепиано;
Ø знание в
соответствии с программными
требованиями музыкальных
произведений, написанных для
фортепиано зарубежными и
отечественными композиторами;
Ø владение основными
видами фортепианной техники,
использование художественно
оправданных технических приемов,
позволяющих создавать художественный
образ, соответствующий авторскому замыслу;
Ø знания
музыкальной терминологии;
Ø умения
технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на
фортепиано;
Ø умения самостоятельного
разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
Ø умения
использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
Ø навыки публичных
выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
Ø навыки чтения с
листа легкого музыкального текста;
Ø первичные навыки
в области теоретического анализа исполняемых произведений.
Сценическое движение:
Ø навыков музыкально - пластического
интонирования;
Ø
навыков
сохранения и поддержки собственной физической формы;
Ø
умения
выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих
развитию профессионально необходимых физических качеств;
Ø
умения
осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже танца и разучивание
хореографического произведения;
Ø
умения
исполнять различные виды танца;
Ø
умения
соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
Ø навыков публичных выступлений;
Сценическая практика:
Результатом освоения по учебному
предмету «Сценическая практика» является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков:
Ø умение
подготовить концертно-сценический номер под руководством преподавателя;
Ø умение работать
в творческом коллективе: вежливо, тактично и уважительно относиться к партнерам
по сцене;
Ø умение
анализировать и исправлять допущенные ошибки;
Ø использовать
навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене
при исполнении концертного номера
Ø умения
использовать выразительные средства для создания художественного образа;
Ø умения использовать
приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;
Ø умения корректно
анализировать свою работу и работу своих партнеров
Ø навыков владения
средствами вокально-интонационной выразительности;
Ø навыков участия
в репетиционной работе;
Ø навыков
публичных выступлений;
Ø навыков общения
со зрительской аудиторией в условиях концертного выступления;
Ø навыков
тренировки психофизического аппарата;
Ø знания основных
средств выразительности вокального искусства;
Ø знания
музыкальной (в том числе вокальной) терминологии;
Ø знания
выразительных средств сценического действия и их разновидности;
Ø умения
вырабатывать логику поведения на сцене, целесообразность действий;
Ø умения
координироваться в сценическом пространстве;
Ø умения создавать
художественный образ в концертном номере;
Ø навыков по
владению психофизическим состоянием;
Ø умения проводить
анализ произведений вокального искусства;
Ø знания основных
эстетических и стилевых направлений в области вокального искусства;
Ø умение
использовать основные элементы исполнительского мастерства, связанные с
созданием художественного образа при исполнении вокального номера;
Ø умение работать
над вокальным номером под руководством преподавателя;
Ø навыков
репетиционной и концертной работы;
Ø навыков по
использованию театрального реквизита;
Ø знания основ
техники безопасности при работе на сцене;
Ø навыков анализа
собственного исполнительского опыта.
К числу творческих элементов,
которыми должны овладеть учащиеся, относятся:
Ø держать внимание
к объекту, к партнеру;
Ø видеть, слышать
воспринимать;
Ø память на
ощущения и создание на ее основе образных видений;
Ø воображение и
фантазия;
Ø способность к
взаимодействию;
Ø логичность и
последовательность действий и чувств;
Ø чувство правды
на сцене;
Ø вера в
предлагаемые обстоятельства,
Ø ощущение
перспективы действия и мысли;
Ø чувство ритма;
Ø выдержка,
самоотдача и целеустремленность.
Ø мышечная свобода
и пластичность;
Ø владение
голосом, произношение;
Ø чувство фразы;
Ø умение
действовать вокальной интонацией, словом
АННОТАЦИИ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ).
Программа «Хоровое пение» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
· выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
· создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
· приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;
· приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
· приобретение детьми опыта творческой деятельности;
· овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;
· подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, поступивших в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Хоровое пение» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
При приеме на обучение по программе «Хоровое пение» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти.
Перечень учебных предметов ОП «Хоровое пение»
Индекс учебных предметов | Обязательная часть |
ПО.01. Музыкальное исполнительство |
ПО.01.УП.01 | Хор |
ПО.01.УП.02 | Фортепиано |
ПО.01.УП 03 | Хоровое дирижирование |
ПО.02. Теория и история музыки |
ПО.02.УП.01 | Сольфеджио |
ПО.02.УП.02 | Слушание музыки |
ПО.02.УП.03 | Музыкальная литература |
В.00. | Вариативная часть |
В.01.УП.01 | Постановка голоса |
Программа «Хоровое пение», разработанная на основании ФГТ, содержит разделы образовательной, методической, творческой и культурно-просветительской деятельности. Данные виды деятельности направлены на создание условий для достижения целей и выполнение задач образовательной деятельности.
Результатом освоения программы «Хоровое пение» является:
в области музыкального исполнительства:
а) хорового:
- знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;
- умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
б) инструментального:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Освоение учащимися программы «Хоровое пение» завершается итоговой аттестацией учащихся, проводимой образовательным учреждением.
Учащимся, прошедшим итоговую аттестацию, выдается заверенное печатью ДШИ свидетельство об освоении указанной программы. Форма свидетельства устанавливается Министерством культуры РФ.
Аннотация к программе учебного предмета «Хор» (ПО.01.УП.01),
Программа разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение», в соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ.
Цель обучения по предмету Хор – развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.
Форма проведения занятий по предмету «Хор» групповая (от 12 учащихся в группе).
Аннотация программе учебного предмета «Фортепиано» (ПО.01.УП.02)
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Учебный предмет « Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков области фортепианного исполнительства.
Срок реализации учебного предмета - 8 лет c 1 по 8 класс.
Форма проведения занятий по предмету «Фортепиано» индивидуальная.
Аннотация программе учебного предмета «Основы дирижирования» (ПО.01.УП.03)
Программа учебного предмета «Основы дирижирования» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Учебный предмет «Основы дирижирования» направлен на приобретение детьми первичного практического опыта по разучиванию музыкальных произведений с хоровым коллективом.
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков области хорового исполнительства.
Срок реализации учебного предмета - 1,5 года c 2 полугодия 7 класса по 8 класс.
Форма проведения занятий по предмету «Основы дирижирования» индивидуальная.
Аннотация к программе учебного предмета «Сольфеджио» (ПО.02.УП.01),
Программа разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», в соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ.
Цель обучения по предмету сольфеджио – развитие профессиональных музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области теории музыки, связанных с выявлением одаренных детей в области музыкального искусства и подготовкой их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Форма проведения занятий по предмету «Сольфеджио» мелкогрупповая (10 учащихся в группе).
Аннотация программе учебного предмета «Слушание музыки» (ПО.02.УП.02)
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты».
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года.
Цель: воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.
Форма проведения занятий по предмету «Слушание музыки» групповая (10 учащихся в группе).
Аннотация к программе учебного предмета «Музыкальная литература» (ПО.02.УП.03)
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты». Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».
Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Сроки реализации: 5(6) лет (с 4-го-8(9) классы.
Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» мелкогрупповая (10 учащихся в группе).